Возраст обучающихся: 7-15 лет Срок реализации – 3 года

«Сохранение многовековых традиций народного искусства -
не просто наш долг перед предками.
Это абсолютно необходимое условие нормального
духовного развития общества».

В.В. Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Традиционная народная культура - душа народа. На сегодняшний день механизм естественной преемственности в сфере традиционной русской культуры разрушен. Выросло несколько поколений, не знающих культуры своих предков. Сегодня очевидна необходимость восстановления нарушенной культурной преемственности, обращения к богатейшим, самобытным традициям русского народного творчества не только как к памятникам глубокой старины, но и как к источнику новых художественных идей.

В народном художественном творчестве заложена историческая память поколений и неразрывная связь времен, народная точка зрения на мир, на место человека в этом мире. На протяжении веков безвестные мастера, крестьяне, создавая необходимые для жизни вещи, умели видеть прекрасное в обыденном. Нельзя не восхищаться произведениями безымянных народных художников. Любая самая простая вещь, необходимая в быту, превращалась в подлинное произведение искусства, наделенное огромной эмоциональной силой. В создание предметов для домашнего обихода они вкладывали свой талант, мастерство, чувство меры, красоты, целесообразности. Впитавшее в себя исторический, нравственный, эстетический, духовный опыт народа - это искусство обладает огромной плодотворной силой воздействия на человека. Не случайно во всех странах мира народному искусству принадлежит важная роль в утверждении, сохранении и укреплении культурной самобытности нации.

Познание культурного наследия наших предков, бережное отношение к истории художественного творчества нашей страны, восстановление прекрасных русских обычаев, приобщение к жизненным ценностям - все это способствует воспитанию национального самосознания подрастающего поколения, формирует стройную целесообразную систему взглядов на окружающую действительность, на ведущую роль семьи в жизни человека, наполняет жизнь ребенка конкретным смыслом, создает заслон от внедрения в его сознание ложных ценностей.

XX век изменил наш быт почти полностью, мы с легкостью простились с кропотливой трудоемкой домашней работой, мы не пашем, не сеем, не прядем, не ткем, почти не вышиваем и не шьем. Ушла тысячелетняя традиция ручного творческого труда. А ведь в старину шить и вышивать умела каждая девочка. В крестьянских семьях с 7 лет уже учились прясть, а к 15 годам почти было готово приданное.

Сегодня занятия традиционными женскими рукоделиями так же необходимы девочкам как будущим хозяйкам. Каким бы ни было материальное и социальное положение женщины, чем бы она ни занималась впоследствии - везде и всегда ей будут нужны элементарные познания в рукоделии.

Издавна вышивка была самым распространенным видом народного искусства, навыками которого владели женщины всех сословий. Красота ее узоров, многообразие и уникальность техники исполнения поражают воображение. Сегодня заметно возрос интерес к народному искусству. Но очевидно, что среди многих видов народного творчества русской народной вышивке уделяется незаслуженно мало внимания.

Образовательная программа посвящена приобщению детей к удивительному миру русской народной вышивки, декоративно-прикладному искусству Владимирской и Подмосковья сохранению и развитию художественных традиций. Она является составной частью единой системы образования и предназначена для профессионального, духовного образования и развития детей и подростков, удовлетворения их творческих потребностей.

Известные исследователи народного декоративного искусства В.В. Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому, подчеркивали ученые, народное декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Данная программа была разработана как система дополнительных занятий с детьми-сиротами в кружке «Вдохновение» в свободное время. При поступлении в детский дом дети имеют негативный опыт пребывания в асоциальной среде, низкий уровень культуры, воспитанности, интересов и увлечений, знаний об окружающей действительности и истории своего края. Моей задачей было предоставить детям творческую альтернативу бродяжничеству, попрошайничеству, пассивному времяпровождению. Я всю жизнь увлекаюсь прикладным творчеством, интересуюсь историей прикладного искусства, и постаралась через реализацию этой программы заинтересовать детей древними исконными промыслами, пробудить в них историческое самосознание и принадлежность в великому творчеству своих далеких предков и соотечественников.

Программа «Истоки вдохновения» разработана мной с использованием материалов программы учителя трудового обучения Покровской средней школы № 1 Снетковой Галины Евгеньевны и адаптирована для детей Покровского детского дома и апробирована мной в разновозрастных группах-семьях в течение трех лет.

Содержание программы состоит из следующих разделов:

  • Русская матрешка
  • Голубые цветы Гжели
  • Золотая Хохлома
  • Владимирский верхошов (подпрограмма)
  • Веселые петельки
  • Народные промыслы Центральной России

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей мышления и расширение общего кругозора ребенка в процессе приобщения его к исконно декоративно-прикладным промыслам Владимирской области.

Поставленная цель может быть реализована с помощью следующих задач:

  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Формирование технических навыков и приемов в выполнении различных швов и изделий декоративно-прикладного искусства;
  • Приобщение к культуре быта, общения и поведения;
  • Развитие наблюдательности, пространственного воображения, зрительной памяти;
  • Воспитание аккуратности и стремления к порядку;
  • Умение организовать свое рабочее место;
  • Воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Приобретение уверенности в себе;
  • Формирование потребности постоянного обучения и совершенствования;
  • Формирование способности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в своей дальнейшей творческой деятельности;
  • Воспитание уважения, любви к родной стране и национальным традициям.

Срок реализации программы - 3 года.

Актуальность программы.

Актуальность и обоснованованность выбранной деятельности кружка «Вдохновение» продиктована следующими факторами:

Программа первого года занятий рассчитана на 144 часа. Продолжительность занятий - по 2 часа 2 раза в неделю.

Одновременно в группе первого года обучения могут заниматься не более 12 человек. Эта норма позволяет педагогу держать группу в поле внимания и, хотя бы короткое время, проводить индивидуальную работу с каждым учащимся, давая советы и оценивая работу каждого. Детям предлагается изучение свободной вышивки по рисованному контуру. Сюда входит большая группа простейших контурных и декоративно-украшающих швов, тамбурная вышивка Севера, александровская цветная двухсторонняя гладь, владимирский верхошов. Эти вышивки очень декоративны и, вместе с тем, просты в исполнении.

Раздел «Мир народной культуры» предполагает знакомство детей с убранством русской избы, крестьянским бытом и обрядовой тряпичной куклой.

По окончании первого года обучения дети будут

Знать:

  1. виды декоративно-прикладного искусства;
  2. особенности крестьянского искусства;
  3. основные инструменты для рукоделия и приемы работы с ними;
  4. правила техники безопасности при работе с инструментами для шитья и вышивки;
  5. основные понятия об орнаменте и законы построения композиции;
  6. основы цветоведения и материаловедения;
  7. основные способы перевода рисунка на ткань;
  8. технологию выполнения простейших швов;
  9. основные приемы работы на швейной машине;
  10. правила правильной организации своего рабочего места;
  11. основные правила поведения в коллективе;
  12. условия для сохранения своего здоровья.

Уметь:

  1. самостоятельно составлять несложный узор для свободной вышивки;
  2. пользоваться основными инструментами для рукоделия (игла, ножницы, пяльцы);
  3. выполнять сколок и переводить рисунок на ткань;
  4. выполнять основные швы свободной вышивки;
  5. выполнять соединительные швы на швейной машине;
  6. производить влажно-тепловую обработку изделия;
  7. ценить и беречь свое время;
  8. проявлять инициативу;
  9. контролировать свое поведение;
  10. отвечать за свои поступки;
  11. уважать своих товарищей по коллективу.

Владеть:

  1. навыками запяливания ткани в пяльцы и работы в пяльцах двумя руками;
  2. навыками закрепления нити в начале и в конце работы;
  3. техникой выполнения простейших швов, тамбур ной цепочки, двухсторонней глади, владимирских швов.

Программа второго года занятий рассчитана на 216 часов. Продолжительность занятий - по 3 часа 2 раза в неделю.

Учащиеся знакомятся с более сложной по технике исполнения счетной вышивкой. Группа второго года обучения включает 10 человек, чтобы усложнение программных заданий давало педагогу достаточное время для анализа каждой выполненной работы и внимательного отношения к проблемам каждого ребенка, учитывая его психологические особенности, личные качества, способности к художественной и исполнительской деятельности.

Основная тема второго года обучения - изучение счетной вышивки России по регионам ее распространения (север, юг, средняя полоса России, Поволжье).

Дети изучат старинную вышивку русского Севера, орловский спис и рязанскую вышивку.

Раздел «Мир народной культуры» знакомит детей с календарно-обрядовой деятельностью крестьян, русской кухней и традиционными игрушками из природных материалов.

Закончив курс обучения второго года, дети будут

Знать:

  1. основные регионы распространения счетной вышивки;
  2. региональные особенности счетных вышивок и их цветовое отличие;
  3. смысловые значения традиционных образов и мотивов народной вышивки;
  4. свойства тканей для счетной вышивки;
  5. основные виды счетных швов и технологии их выполнения.

Уметь:

  1. составить схему узора на миллиметровой бумаге;
  2. подобрать ткань для вышивки, определить толщину иглы и нитки;
  3. определить масштаб клетки;
  4. выполнять основные швы счетной вышивки;
  5. работать и обучаться в коллективе;
  6. доводить начатое до конца;
  7. поддержать слабого и помочь отстающему.

Владеть:

  1. технологическими приемами выполнения счетных швов: роспись, крест, счетная гладь, косая гладь, набор.
  2. технологическими приемами выполнения мережек: столбик, кисточка, раскол, панка.

Программа третьего года занятий рассчитана на 216 часов. Продолжительность занятий - по 3 часа 2 раза в неделю.

Ввиду усложнения технологии выполнения предлагаемых на третьем году швов, выявления возможностей детей к творческой работе, реализации их собственных идей и замыслов, группа в 8 человек является оптимальной.

Темы третьего года обучения:

  • тамбур по сетке (Олонец);
  • белая гладь (Мстёра).

Раздел «Мир народной культуры» знакомит детей с русским народным костюмом, традиционной сшивной куклой.

Закончив трехгодичный курс обучения, дети будут

Знать:

  1. образное и смысловое значение русского костюма;
  2. основные центры народных художественных промыслов России;
  3. правила смыслового сочетания композиции с функциональным назначением предмета;
  4. технологические особенности строчевых вышивок;
  5. технологию выполнения олонецкого шитья;
  6. технологию выполнения элементов белой глади.

Уметь:

  1. работать над техническим рисунком;
  2. выполнять проект композиции в красках;
  3. выбирать ткань с учетом выполняемой техники и назначения будущего изделия;
  4. переводить рисунок на ткань способом «на просвет»;
  5. выполнять работы в технике олонецкого шитья;
  6. выполнять элементы белой глади;
  7. самостоятельно работать с литературой;
  8. самостоятельно контролировать свою жизнь;
  9. объективно оценивать свои и чужие достижения;
  10. высказывать и отстаивать свои убеждения,
  11. проявлять внимание и заботу о каждом.

Владеть:

  1. основными приемами создания и оформления изделий декоративно-прикладного искусства;
  2. приемами техники выполнения вышивки олонецкого шитья;
  3. приемами техники выполнения вышивки белой глади.

Для детей, окончивших базовый курс обучения и желающих продолжить знакомство с народной вышивкой России, предусмотрены индивидуальные занятия.

Программа четвертого года занятий. Индивидуальные занятия рассчитаны на 72 часа. Продолжительность занятий - по 1 часу 2 раза в неделю.

Количество детей в этом случае может быть от 3 до 5 человек. Такие занятия обеспечат более глубокий подход к личности каждого учащегося и организацию его самостоятельной творческой деятельности. Предложенная тема четвертого года обучения - «Золотное шитье» очень сложная. Она требует от исполнителя большой усидчивости, терпения и мастерства.

После окончания четвертого года обучения ребенок будет

Знать:

  1. историю золотного шитья;
  2. традиции золотной вышивки России;
  3. приемы выполнения золотного шитья;
  4. условия полноценного и здорового образа жизни.

Уметь:

  1. подбирать ткань, нитки, инструменты для выполнения золотной вышивки;
  2. выполнять швы золотного шитья;
  3. свободно мыслить и иметь свою точку зрения;
  4. реально оценивать свои возможности;
  5. самостоятельно решать свои проблемы;
  6. максимально проявлять и использовать свои потенциальные возможности;
  7. реализовывать полученные в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности знания и умения;
  8. беречь свое здоровье;
  9. с оптимизмом смотреть в будущее.

Владеть:

  1. принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного искусства;
  2. практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы и ритма.

Содержание работы каждого года обучения не ограничивается вышеперечисленными темами. Разнообразие художественных и технических отличий народной вышивки в разных регионах России представляет большой интерес для ее изучения. Поэтому следующий цикл занятий с новыми учащимися может включать в себя новые темы и технологии, такие как тамбовская вышивка, счётная вышивка народов Поволжья (чувашская, мордовская, марийская), строчевые вышивки: белая строчка (Архангельск, Вологда), строчка с цветной обводкой (Ярославль), цветная перевить (Калуга, Тула, Рязань), нижегородский гипюр, крестецкая строчка.

Выполнение запланированного в программе изделия не обязательно. В зависимости от возраста, умения, личных качеств, материального обеспечения каждый ребенок может выбрать для исполнения любое другое более сложное или более простое изделие. Каждый ребенок имеет возможность полностью проявит! свою творческую индивидуальность и способности, работая по индивидуальному проекту в любой технике.

Особое внимание уделяется воспитанию культур! труда, рациональному планированию работы, организации рабочего места, экономному расходованию материалов, соблюдению правил безопасности труда и личной гигиены.

В течение учебного года весь коллектив участвует в общественно-полезной работе по оформлению детского центра, учебного кабинета, в изготовлении образце и наглядных пособий, в выполнении коллективных выставочных работ. Коллективное выполнение заданий наиболее эффективная форма организации труда, т; как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Эти работы отличаются от индивидуальных широтой тематики, дают большие возможности для изучения смежных техник: накладной и объемной аппликации, лоскутного шитья, работы с бисером и кожей, ткачеству.

В жизни любого коллектива всегда бывают различные события, которые не обходятся без вышитых сувениров или тематических изделий для подарков гостям, ветеранам, семье, друзьям к праздникам. При изготовлении сувениров дети имеют возможность ознакомиться с другими не менее увлекательными видами декоративно-прикладного творчества.

Программа включает в себя и очень важную работу по сбору информационного материала в музейных фондах и архивах библиотек. На протяжении учебного года планируется несколько экскурсий в московские музеи и, по возможности, выезд на экскурсию в один из художественных центров России, посещение фестивалей и выставок декоративно-прикладного детского и народного творчества.

Каждая группа, подводя итоги, показывает результат своей работы на отчетных выставках совместно с другими группами коллектива. Для популяризации деятельности коллектива и вовлечение новых детей в коллектив проводятся выездные выставки работ в культурные центры и общеобразовательные школы микрорайона, проводиться День открытых дверей.

Для стимулирования творческой активности талантливые дети участвуют во всех доступных конкурсах и фестивалях детского творчества: «Дети - будущее России», «Хрустальная капелька», «Юные таланты Московии», «Мастера» и др., где можно продемонстрировать свое творчество и познакомиться с лучшими работами других творческих коллективов.

Разделы программы могут быть изменены и дополнены. Однако основное ее назначение - воспитание молодого поколения через глубину и красоту русской народной вышивки остается неизменным.

Умелое и последовательное приобщение детей к народным истокам, причем с раннего возраста, призвано воспитать в них уважительное отношение к национальной традиции, как общечеловеческой ценности, достижению мировой культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-го года занятий

№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Азбука вышивальщицы 2 2 -
3. Свободная вышивка по рисованному контуру. Мешочек для трав (лён, полулён) 22 4 18
4. Тамбурная вышивка Заонежья. Передник 24 2 22
5. Александровская цветная гладь. Открытка 14 2 12
6. Владимирская вышивка. Грелка на чайник 28 4 24
7. Мир народной культуры 14 4 10
8. Изготовление сувениров 16 - 16
9. Экскурсии. Выставки. Библиотеки 12 4 8
10. Итоговые выставки 8 - 8
11. Итоговое занятие 2 2 -
Итого: 144 26 118

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. Декоративно-прикладное искусство России. Виды народного творчества. Различные виды декоративно-прикладного искусства Севера России, ее средней полосы и южных регионов. История русской народной вышивки. Народная вышивка - один из наиболее доступных видов художественного творчества.

Демонстрация изделий, украшенных русской народной вышивкой, выполненных преподавателем и учащимися кружка.

Азбука вышивальщицы. Основные правила. Инструменты, приспособления, материалы. Демонстрация набора инструментов для вышивания. Их назначение. Правила запяливания ткани в пяльцы. Правильная осанка при работе с пяльцами. Упражнения по отработке движения рук с иглой. Соблюдение правил гигиены и отдыха во время вышивания. Техника безопасности при работе с ножницами, иглой, булавками, утюгом.

Свободная вышивка по рисованному контуру. Простейшие швы. История вышивальных пялец.

Определение понятия «орнамент». Основные принципы построения орнаментов. Стилизация природных форм в декоративно-прикладном искусстве.

Знакомство с двумя основными видами орнамента - растительным и геометрическим.

Особенности русского народного орнамента. Особенности построения композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Цвет - одно из главных средств художественной выразительности произведения. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.

Натуральные и синтетические ткани. Долевая и поперечная нить. Русский лен-батюшка. Роль льна в жизни крестьянской семьи. Благотворное воздействие на человека льняного полотна.

Практическая часть.

Зарисовка отдельных элементов народного орнамента в альбом.

Демонстрация готовых изделий.

Разработка эскиза композиции декорирования мешочка.

Подготовка рисунка в натуральную величину.

Подготовка ткани, раскрой изделия.

Способы перевода рисунка на ткань. Перевод узора с помощью копировальной бумаги.

Запяливание ткани.

Практическое выполнение изделия швами: «вперед иголку», стебельчатым (контурное шитье), «козлик», петельным (полупетля, петля в прикреп), двухсторонней гладью.

Выполнение гладьевым валиком дырочек для затягивания шнура.

Мешочек для трав (лён, полулён). Пошив мешочка, стирка и утюжка.

Декоративное оформление готового изделия. Изготовление цветного витого шнура и кисточек из ниток мулине.

Тамбурная вышивка Заонежья. Передник (лён, лён с лавсаном, полотно). Русский Север - сокровищница национального художественного опыта. История возникновения и распространения тамбурной вышивки на территории России. Особенности построения рисунка и колорита тамбурной вышивки.

Народный календарный круг - традиционный мотив тамбурной вышивки Севера.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Сбор материала в библиотеке НИИХП. Зарисовка народных орнаментов Карелии, Вологодской и Архангельской областей.

Разработка и выполнение композиции в натуральную величину.

Чертеж выкройки передника и раскрой передника.

Перевод рисунка на ткань с помощью копирки.

Подбор ниток для вышивания.

Практическое выполнение изделия:

  • вышивание узора тамбурным швом;
  • заполнение цветных декоративных разделок двухсторонней счетной гладью;
  • пошив передника и отделка обрезного края изделия косой бейкой.

Александровская цветная гладь. Открытка (лён, лён с лавсаном, полотно).

Разнообразие видов глади (двухсторонняя, «верхошов», «русская гладь», гладь с настилом, счетная, штриховая, художественная).

История возникновения александровской глади. Яркий колорит и растительные мотивы - характер вышивки александровской цветной глади.

Особенности технологического выполнения.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Зарисовка в альбом элементов вышивки.

Выполнение эскиза и подготовка рисунка.

Цветовое решение узора и подбор цвета ниток.

Перевод рисунка на ткань.

Выполнение вышивки двухсторонней цветной гладью.

Дополнение узора вышивки простейшими швами: стебельчатый, «петля в прикреп», узелки «рококо», шов «козлик», полупетля и другие.

Изготовление из цветного картона открытки с «окошком».

Скрепление деталей открытки с помощью клея.

Владимирская вышивка. Грелка на чайник (лён, лён с лавсаном, шерсть, полотно).

Мстёра - родина владимирской вышивки. Основные особенности технического исполнения владимирских швов. «Верхошов». Декоративный характер вышивки. Яркий колорит узоров.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Детальное изучение демонстрационных образцов и вышитых изделий.

Посещение библиотеки НИИХП. Зарисовка мотивов владимирской вышивки.

Разработка эскиза.

Выполнение рисунка в натуральную величину.

Тщательная прорисовка всех деталей узора для вышивки. Цветовое решение.

Выполнение технического рисунка. Изготовление сколка.

Подготовка ткани и раскрой деталей грелки.

Перевод рисунка на ткань способом «припорох».

Демонстрация таблиц технического выполнения швов.

Выполнение узора владимирскими швами: односторонняя гладь («верхошов»), стебельчатый шов, накладные сетки, декоративные геометрические разделки внутри крупных форм, кисточки и спирали, шов «козлик» по прямой и по кругу. Пошив изделия. Использование цветных «зубчиков» из ситца для украшения грелки.

Отделка обрезного края цветной каймой и косой бейкой.

Мир народной культуры.

Народное искусство - уникальное явление художественной культуры. Русь избяная. Кижи - древний памятник деревянного зодчества.

Русская изба - как материальная и духовная основа крестьянской семьи. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.

Предметы народного быта.

Народная обрядовая тряпичная кукла. Вепсская кукла. Кувадки. Кукла-пеленашка. Свадебные куклы. Куклы-столбушки.

Зимние посиделки - небезделки. Традиционные детские ремесла. Русские забавы и игры.

Практическая часть.

Изготовление тряпичной куклы по выбору детей.

Изготовление сувениров.

Подарочная открытка (фитодизайн) (цветной картон, клей ПВА, засушенные растения)

  • Подготовка цветного картона с окошком для мотива;
  • Решение композиции мотива;
  • Подбор растений;
  • Укрепление растений с помощью клея;
  • Декоративное оформление открытки.

Новогодняя игрушка - символ года (драп)

  • Раскрой деталей игрушки;
  • Пошив игрушки петельным швом;
  • Набивка изделия синтепоном;
  • Декоративное оформление готовой игрушки.

Панно-коллаж (лоскутная аппликация)

  • Выполнение эскиза композиции;
  • Вырезание деталей из цветного лоскута;
  • Укрепление деталей на основную ткань клеем ПВА;
  • Изготовление рамки для панно.

Экскурсии. Выставки. Библиотеки.

Посещение библиотеки НИИХП. Сбор материала по народной вышивке.

Экскурсия в музей декоративно-прикладного и народного искусства.

Итоговые выставки.

Подготовка, оформление и проведение мини-выставок по каждой теме.

Организация итоговой выставки. Проведение конкурса «Лучшая работа года».

Итоговое занятие.

Обсуждение проделанной работы. Подведение итогов за год.

Пожелания на лето. Литература для чтения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-го года занятий

№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 3 3 -
2. Вышивка русского Севера. Полотенце 42 6 36
3. Вышивка Южных регионов России. Орловский спис. Декоративная наволочка 33 3 30
4. Вышивка Рязанской области. Дорожка 51 6 45
5. Выполнение коллективных выставочных работ 18 - 18
6. Мир народной культуры 24 6 18
7. Изготовление сувениров 9 - 9
8. Экскурсии. Выставки. Библиотеки 24 8 16
9. Итоговые и выездные выставки 9 - 9
10. Итоговое занятие 3 3 -
Итого: 216 35 181

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. Знакомство с планом и содержанием работы. Счётные вышивки. Основные центры распространения счётных вышивок в России. Региональные особенности орнамента, техники исполнения, колорита. Многообразие счетной вышивки. Свойства тканей для счетной вышивки.

Распространение счетных вышивок на территории России:

  • Северный регион - Архангельск, Каргополь, Вологда;
  • Средняя полоса - Рязань, Тамбов;
  • Южный регион - Воронеж, Орел;
  • Поволжье.

Демонстрация вышитых изделий.

Вышивка русского Севера. Полотенце (крупнозернистый лён, рогожка, двунитка). Самобытное искусство русского Севера. Каргопольская вышивка. Древние образы и мотивы в народном искусстве.

Русское полотенце. Народная традиция приготовления приданного. Роль полотенца в жизни крестьянина.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Посещение библиотеки НИИХП. Зарисовка мотивов северного орнамента в альбом. Выполнение эскиза будущей композиции.

Выполнение проекта на миллиметровой бумаге. Цветовое решение. Расчет масштаба вышивки с учетом подобранной ткани.

Расчет и выкраивание полотна. Запяливание, разметка размера узора и его границ, определение середины изделия. Знакомство с технологическими особенностями счетной вышивки.

Техника выполнения двухстороннего шва «роспись» (полукрест или «досельный» шов).

Вышивание узора швом «роспись». Вышивание декоративных разделок внутри основного контура вышивки счетной и косой гладью, набором, швом «вперед иголку».

Пошив полотенца. Изготовление каймы для полотенца способом филейного вязания крючком. Отделка обрезного края полотенца.

Вышивка Южных регионов России. Орловский «спис». Декоративная наволочка (рогожка, двунитка, редина). Орловский «спис» - пример смешанной техники. История возникновения и художественные особенности орловского «списа». Цветовая гамма орловской вышивки.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Посещение библиотеки. Зарисовка народного орнамента.

Разработка эскиза и выполнение узора наволочки.

Выполнение контурного рисунка и изготовление сколка.

Раскрой ткани с припусками на пошив и запяливание.

Перевод рисунка на ткань способом «припорох».

Подбор ниток по цвету. Запяливание.

Практическое выполнение вышивки:

  • вышивание контура стебельчатым швом;
  • внутреннее заполнение мотивов орловскими «бранками».

Оформление наволочки по периметру цветной мережкой (настилом).

Пошив наволочки.

Вышивка Рязанской области. Дорожка (крупнозернистый лён, двунитка, редина). Народная вышивка Рязанской области. Особенности цветовой гаммы и орнамента рязанской вышивки. Рязанский народный костюм.

Сочетание различных видов декорирования костюма: вышивка, цветное кружево, ткачество, тесьма, узорные ткани.

История русского кружевоплетения. Цветное михайловское кружево.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Поездка в библиотеку. Зарисовка элементов орнамента.

Разработка авторского проекта декорирования изделия.

Работа над узором для вышивания.

Выполнение схемы узора на миллиметровой бумаге.

Раскрой изделия с учетом запяливания и обработки края. Запяливание.

Разметка границ и средних линий узора. Цветовое решение.

Вышивание узора счетными швами: роспись, крест, косичка, набор, гладь кирпичиком, косая гладь, гладь елочкой, «рязанская денежка».

Разметка границ мережки.

Выдергивание нитей мережки.

Выполнение простейших мережек на дорожке: столбик, кисточка, панка, раскол и другие.

Оформление края изделия бахромой или цветной каймой.

Выполнение коллективных выставочных работ.

Тематическое панно (ситец, шелк, шерсть, драп, кожа).

Техника - накладная аппликация.

Коллективное выполнение изделия:

  • изготовление выкроек деталей композиции;
  • вырезание деталей из ткани;
  • уплотнение деталей флизелином;
  • приметывание и оформление среза деталей краевой гладью, петельным швом, или швом «в прикреп» с наложением по контуру витого шнура.

Применение других декоративных швов для оформления композиции.

Посадка готового изделия на подкладку.

Пошив изделия.

Оформление панно бахромой, помпонами, кистями, бусами и пр.

Мир народной культуры. Народный календарь. Единство годового круга в жизни природы и человека. Основные даты календарного круга. Календарно-обрядовые традиции русского народа.

Традиционная русская народная кухня. Обрядово-праздничные кушанья. Лепной, печатный, силуэтный пряники. Каргопольские тетёрки. Народный мастер Т.В. Черепанова. Русский расписной пряник. Архангельская козуля.

Обрядовые игрушки. Нитяные куклы - мартинички.

Игрушки из соломы, травы, лыка (кукушечка, «солнечный» конь, куклы Коляда и Кострома).

Практическая часть.

Изготовление игрушек из соломы, травы, лыка по выбору детей.

Изготовление сувениров.

Карман-лакомник. Техника лоскутного шитья. (цветной ситец, лён, штапель)

  • Карман-лакомник как неотъемлемая часть традиционного русского костюма.
  • Чертеж изделия.
  • Изготовление шаблонов из картона.
  • Подбор лоскутков по цвету.
  • Выкройка деталей с припуском на швы.
  • Сшивание деталей. Утюжка.
  • Окантовка готового изделия косой бейкой.
  • Крепление ручки.
  • Декоративное оформление изделия.

Пасхальный сувенир. Роспись славянской писанки (яйцо, пищевые красители, воск, свеча, кистка)

  • Знакомство с историей славянской писанки.
  • Школа З.Н. Иваницкой.
  • Подготовка куриного яйца.
  • Разведение красок.
  • Определение характера рисунка.
  • Нанесение рисунка разогретым воском с помощью кистки.
  • Прокрашивание яйца.
  • Удаление воска.

Экскурсии. Выставки. Библиотеки. Сбор материала по народному творчеству в библиотеке НИИХП.

Практическая часть.

Экскурсия в Исторический музей.

Экскурсия в центр ремесел «Русское подворье» и Измайловский вернисаж.

Поездка на итоговую выставку городского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии».

Итоговые и выездные выставки. Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме.

Оформление и проведение весенней выездной выставки в школе искусств или в одной из общеобразовательных школ района.

Проведение итоговой выставки. Проведение конкурса «Лучшая работа года».

Итоговое занятие.. Подведение итогов года. Поздравление победителей конкурсов и фестивалей детского творчества. Рекомендации по работе в период летних каникул и по прочтению литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН
3-го года занятий

№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 3 3 -
2. Тамбур по сетке. Олонец. Панно 60 3 57
3. Белая гладь Мстёры. Салфетка 63 3 60
4. Мир народной культуры 24 6 18
5. Выполнение коллективных выставочных работ 27 6 21
6. Экскурсии, выставки, работа в библиотеке 20 12 8
7. Персональные и тематические выставки работ. Защита творческих проектов 16 8 8
8. Итоговое занятие 3 3 -
Итого: 216 44 172

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. План и содержание работы текущего года.

Современное развитие традиционных народных художественных промыслов России. Развитие современной вышивки в художественных центрах. Сохранение традиций народной культуры и совершенствование технических приемов в вышивальных центрах Рос сии. Современные строчевышивальные фабрики и их продукция.

Тамбур по сетке. Олонец. Панно (лён с ярко выраженным полотняным переплетением). Традиционная вышивка Заонежья. Тамбур по сетке или олонецкий шов «по письму» - тип смешанной техники.

Практическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Посещение библиотеки НИИХП. Зарисовка народных мотивов олонецкого шитья.

Разработка эскиза.

Выполнение проекта композиции.

Подробная прорисовка рисунка.

Выполнение технического рисунка (сколка).

Выбор ткани и раскрой с учетом запяливания.

Перевод рисунка на ткань способом «припорох».

Запяливание.

Практическое выполнение вышивки:

  • расчет ячейки сетки;
  • продержка фона изделия;
  • обвив сетки;
  • выполнение контуров мотива двойной тамбурной цепочкой;
  • вышивание счетной гладью геометрических узоров внутри мотива («атласников»);
  • обработка края сетки петельным швом или гладьевым валиком;
  • разметка, продержка и выполнение мережек, если предусмотрено проектом.

Пошив и декоративное оформление Панно.

Белая гладь Мстёры. Салфетка (батист, маркизет, крепдешин, шелк, шифон). История возникновения белой глади на территории Владимирской области. Монастырские ремесла. Батистовая косынка и крестильная рубашка. Их обрядовое значение и практическое применение в жизни крестьян. Обряд крещения.

Характер и особенности мстёрской вышивки. Основные мотивы. Демонстрация готовых изделий.

Практическая часть.

Посещение библиотеки НИИП. Сбор материала по теме. Зарисовка в альбом элементов белой глади.

Разработка эскиза будущего изделия.

Выполнение проекта композиции.

Тщательная отработка рисунка.

Перевод рисунка на кальку.

Выбор ткани и ниток для вышивания.

Перевод рисунка на ткань способом «на просвет».

Запяливание ткани.

Выполнение изделия: вышивание элементов белой глади швами: бисерный шов или «строчечка», россыпь, узелки «рококо», пышечки или горошек, дырочки, прорезная гладь, контурная гладь, гладь «в раскол», подкладной шов (теневая гладь), стяговые швы.

Оформление края изделия фестонами.

Мир народной культуры. Русский народный костюм. Образное и смысловое значение русского костюма. Особенности мужского и женского традиционного костюма, их составные части.

Обережная символика в орнаменте вышивок русского костюма.

Пояс-оберег как обязательная принадлежность крестьянского костюма.

Праздничная и свадебная одежда. Свадебный обряд.

Народная тряпичная сшивная кукла. Кукла-крупеничка (зернушка). Каргопольская кукла. Елена Дикова и её куклы. Орловская кукла.

Практическая часть.

Плетение пояса.

Изготовление куклы по выбору детей.

Выполнение коллективных выставочных работ. Декоративное панно (лён, полулён). Понятие «композиция панно». Особенности узора.

Практическая часть.

Разработка проекта композиции.

Работа над рисунком (узором).

Подбор материала и ниток.

Коллективное выполнение изделия в любой из изученных техник.

Декоративное оформление готового изделия.

Экскурсии, выставки, работа в библиотеке. Сбор материала в библиотеке НИИХП по темам: «Олонецкое шитье» и «Белая гладь».

Посещение Государственного музея А.С. Пушкина.

Поездка в МГДДТ на Воробьевых горах на экскурсию в студию декоративно-прикладного творчества.

Поездка на итоговую выставку фестиваля «Юные таланты Московии».

Персональные и тематические выставки работ. Защита творческих проектов. Представление докладов и рефератов.

Оформление и проведение мини-выставок по каждой теме.

Оформление и проведение персональных выставок работ лучших учениц коллектива.

Организация итоговой выставки коллектива. Проведение конкурса «Лучшая работа года».

Представление докладов и рефератов.

Защита творческих проектов выставочных работ.

Итоговое занятие. Обсуждение итогов года. Поздравление победителей детских фестивалей и конкурсов. Творческое задание на лето. Литература для чтения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-го года занятий

Индивидуальные занятия

№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 2 2 -
2. Золотное шитье. Косметичка 47 4 43
3. Работа в библиотеке. Подготовка реферата по теме. Защита творческого проекта 10 10 -
4. Экскурсии, выставки 12 4 8
5. Итоговое занятие 1 1 -
Итого: 72 21 51

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. План и содержание работы текущего года.

История золотного шитья. Традиции золотной вышивки России. Золотошвейное искусство России - Кар-гополье, Торжок, Нижний Новгород, Москва.

Украшение золотной вышивкой предметов церковного обихода и одежды.

Культ женских волос. Старинные женские головные уборы: Украшение головных уборов золотной вышивкой. Традиции золотной вышивки в России.

Золотное шитье. Косметичка (бархат, сукно, шерсть, кожа). Школа золотного шитья в Торжке. Наиболее распространенные швы золотной вышивки.

Использование в золотной вышивке простейших и некоторых декоративных швов (стебельчатый, тамбурный, петельный, гладь с настилом, гладь без настила, атласный шов).

Технические особенности золотного шитья.

Применение в золотной вышивке жемчуга, блесток, бисера, мишуры, декоративных камней и шнуров.

Материалы и оборудование для данной вышивки.

рактическая часть.

Демонстрация готовых изделий.

Зарисовка традиционных мотивов золотной вышивки в библиотеке НИИХП.

Разработка нескольких эскизов. Работа над проектом.

Четкая прорисовка выбранного эскиза на кальке. Подготовка сколка.

Выбор ткани, инструментов и ниток для вышивания. Намотка золотной нити на витейку.

Перевод рисунка на ткань способом «припорох».

Дублирование ткани (посадка основной ткани на подкладку).

Запяливание ткани в квадратные пяльцы.

Практическое выполнение вышивки:

  • подготовка и наклеивание на основу шаблонов из картона;
  • выполнение кованого (литого) шва;
  • вышивание швом «в раскол» по веревочке;
  • шитье золотом плоской накладной гладью «в прикреп»;
  • шитье канителью и витым шнуром;
  • выполнение декоративных накладных сеток;
  • украшение золотной вышивки блестками, бисером, жемчугом, декоративными камнями.

Пошив изделия.

Работа в библиотеке. Подготовка реферата по теме. Защита творческого проекта. Работа в библиотеке НИИХП. Сбор материала по золотному шитью.

Участие в итоговой выставке. Защита творческого проекта по теме: «Золотное шитье».

Экскурсии, выставки. Посещение выставок декоративно-прикладного творчества. Посещение итоговой выставки городского фестиваля «Юные таланты Московии».

Итоговое занятие. Обсуждение творческих планов на будущее. Советы почтению специальной литературы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основой для успешной деятельности коллектива является четкое программирование учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие и воспитание личности каждого ребенка. С первых дней обучения каждое занятие выстраивается так, чтобы любой ребенок мог проявить свою творческую активность, инициативу, выполняя свою работу.

Основной формой обучения является практическая работа. Справедливы высказывания видных психологов и педагогов, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, а когда увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал:

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Задания, которые предлагаются для выполнения в материале, учитывают постепенное нарастание сложности композиционного построения и технологического исполнения. Многое зависит от первого задания. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было выполнить за несколько занятий.

Все технические приемы вышивки дети осваивают в процессе выполнения нужных и полезных в быту изделий. Потребуется совсем немного времени, чтобы сделать настенное панно, салфетку, прихватку, декоративную подушку или сумочку. Это искренне радует детей, дает ощущение гордости за то, что они научились делать красивые и полезные вещи, возможность почувствовать себя художником.

В процессе занятий накапливается практический опыт, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к выполнению более сложных. Знакомясь с традиционной культурой русского народа в разделе «Мир народной культуры» дети глубже познают и понимают смысл и значение традиционных сюжетов и народного орнамента. Каждый ребенок самостоятельно продумывает тему будущей работы, составляет индивидуальный проект композиции, рисует узор вышивки, проявляя свой вкус и фантазию. Задача педагога помочь ему в этом. Нужно научить ребенка создавать красивые, ритмичные, эмоционально-насыщенные композиции, обращать внимание на взаимосвязь основных и подчиненных узоров вышивки, на соотношение белого поля холста с расположением на нем цветовых фрагментов орнамента, на ритмичность и цветовое решение самого орнамента и его роли в построении композиции. Для этого в программе запланированы занятия по цветоведению, основам композиции, правилам построения орнамента.

Очень важно создать благоприятный психологический климат в коллективе, оптимистическую по настроению, деловую атмосферу, используя высокую познавательную активность детей и подростков, их стремление к положительному результату индивидуальной деятельности. Каждый урок должен стать для ребёнка открытием чего-то нового, удивительного. При изучении каждой новой темы нужно дать ребенку почувствовать себя сначала исследователем, затем художником-прикладником и только потом мастером-исполнителем.

Сколько бы мы называли к сознанию детей, побуждая их быть трудолюбивыми, всё будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребёнке удовольствие от него. Внутренние удовольствия, наслаждения, радость - вот те побудители детской активности. Эта задача полностью решается благодаря разделу «Мир народной культуры». Занятия этого цикла проходят нетрадиционно, на высоком эмоциональном подъеме. Формы их проведения разнообразны. Это диспуты и беседы за чашкой чая с приглашением гостей и родителей. Небольшие сценические представления, проведение народных календарных праздников. Мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол, игрушек и" сувениров, традиционных предметов домашнего обихода.

Важнейшее правило воспитания - принимать ребенка таким, какой он есть. Бессмысленно и вредно пытаться переделать ребенка. Нужно научить ребенка думать, чувствовать, переживать, радоваться жизни, заставить его заняться самостроительством. Только богатая, разнообразная деятельность коллектива, живое и участливое общение педагога с ребенком могут поспособствовать этому. Свободно проявить себя может лишь личность, уверенная в своих способностях - об этом должен помнить педагог.

Очень важным воспитательным моментом является работа по коллективному выполнению изделия. Такое изделие обычно планируется и разрабатывается педагогом в начале учебного года с учетом полученных знаний и навыков. Она дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и, тем самым, избежать монотонности и однообразия в работе. Выполнять такую работу могут разновозрастные дети любого года обучения. В процессе совместных действий, направленных на решение общих практических задач, начинает складываться детский коллектив, вырабатывается привычка действовать сообща. За каждой творческой группой обязательно нужно закрепить лидера. Это может быть тот, кто лучше умеет помочь другим и, вместе с тем, способен организовать вокруг себя детей. Принимая непосредственное участие в выполнении коллективной работы, дети постепенно приучаются согласовывать свою работу с работой товарищей, действовать в соответствии с общим замыслом, подчинять свои действия общей коллективной задаче.

Опыт работы показал и необходимость проведения индивидуальной работы с особо талантливыми ученицами четвертого года обучения, так как, закончив обучение по основной программе, девочки вступают на более высокий творческий уровень, и возникает желание совершенствовать свое мастерство, создавать индивидуальные авторские работы, участвовать в разных конкурсах и фестивалях. Такие занятия дают педагогу возможность осуществлять более глубокий подход к личности каждого учащегося и организацию его самостоятельной творческой деятельности.

Изучение каждой новой темы начинается с посещения библиотеки НИИХП. В архивах библиотеки хранятся бесценные и уникальные материалы по народному искусству, собранные сотрудниками института во время многочисленных экспедиций по России. Изучая характер русской народной вышивки, дети делают зарисовки народного орнамента в альбом. Это способствует возникновению в воображении детей ярких красочных образов и служит отправным моментом при разработке собственных эскизов.

Поездки в музеи и на выставки, посещение художественных центров народного творчества способствуют поддержанию у детей увлеченности декоративно-прикладной «деятельностью. Проведенные с детьми беседы во время и после таких поездок имеет большое образовательное и воспитательное значение. Это расширяет их кругозор, обогащает их речь, дает возможность усвоить новые понятия и названия.

Занятия по изготовлению сувениров - самые любимые у детей. Здесь педагог дает им полный простор для самостоятельного творчества. Переключаясь на выполнение не сложных и быстрых по времени исполнения изделий, они отдыхают от кропотливой и трудоемкой работы по вышиванию. Выполненный ребенком сувенир несет неповторимую память о своем создателе, частицу его душевного тепла, радуя самого ребенка и близкого человека, для которого он предназначен.

Для осуществления полноценного и успешного образовательного процесса педагогу необходимо создать в учебном кабинете комфортные условий для работы. Помещение должно быть сухим и теплым, с естественным доступом свежего воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением. Учитывая специфику деятельности мастерских по вышиванию, дети не должны сидеть тесно, мешая друг другу при работе с иглой, ножницами, при переводе рисунка на ткань или раскрое изделия. Поэтому помещение должно быть достаточно просторным. Столы и стулья должны быть удобными для занятий рукоделием. Ребенок должен работать чистыми руками, чтобы не пачкать вышивку. Для этого необходимо наличие умывальника. Занятия ручной вышивкой не требуют специальных приспособлений, достаточно пялец, материала, иглы и ниток. Все это ребенок приносит с собой, но в классе должен быть небольшой запас инструментов ниток и тканей. Для выполнения коллективных работ желательно иметь большие напольные пяльцы.

В учебном кабинете необходимо разместить постоянную выставку детских работ. Демонстрационные методы работы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала. Необходимо подготовить наглядно-демонстрационный материал: таблицы, схемы, фотоматериалы и зарисовки образцов народного орнамента, справочно-информационную и искусствоведческую литературу. При подаче нового материала также нужно активно использовать демонстрацию готовых изделий, выполненных учащимися прошлых лет или педагогом, образцы швов и зашивки. Для детей, не владеющих даром рисования, должны быть папки с готовыми рисунками-образцами по изучаемым темам.

Обязательно наличие швейной машины. Курс по шитью не запланирован как отдельная дисциплина. Обычно дети выбирают для пошива не очень сложные по конструктивному и технологическому решению изделия. После выполнения узора вышивки изделие шьется ребенком в классе на швейной машине с помощью педагога или дома с помощью родителя.

Родители могут активно участвовать в деятельности коллектива: помочь в обеспечении необходимыми материалами и инструментами для работы в классе. Их можно задействовать в организации и проведении праздников, чаепитий, дней рождения детей, приглашать на итоговые выставки, открытые занятия. Вместе с детьми они должны, по возможности, посещать музеи, библиотеки, выставки. Таким образом, включение родителей в совместную с детьми художественно-познавательную и творческую деятельность способствует осуществлению очень важной для развития ребенка связи: педагог-ученик-семья.

Педагогу необходимо постоянно осуществлять диагностику успехов учащихся. Изучение каждой темы заканчивается проведением мини-выставки в классе. Оценивая проделанную работу, педагог действует по принципу - больше похвалы, тем самым, стимулируя дальнейшую творческую активность ребенка. В обсуждении и оценке работ участвует весь коллектив, при-учаясь критически относиться к результатам своего труда. Это дает возможность педагогу и учащимся прогнозировать возможные ошибки в будущих работах и методы их устранения.

В конце первого полугодия и в конце учебного года организовываются итоговые выставки творческих работ. Проводить их нужно так, чтобы они стали для детей настоящим долгожданным праздником с участием родителей, школьных друзей и гостей. Лучшие воспитанники представляют составленные ими доклады и рефераты. Старшие девочки защищают свои автор-ские проекты. Проводится внутриколлективный конкурс «Лучшая работа года». Коллективные просмотры и обсуждения выставленных работ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться своей и общей удаче.

Результаты таких отчетов фиксируются педагогом в журнале.

Один из основных показателей результативности коллектива - участие в конкурсах и фестивалях детского творчества. Задачи разработки и выполнения конкурсных работ ставят перед ребенком цели добиться более высокого уровня исполнительского мастерства.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить: важно, чтобы дети, вовлеченные в настоящее декоративное творчество, почувствовали себя в полной мере Мастерами, способными своими руками создавать красоту вокруг себя, украшать жизнь. Приобщение к искусству вышивки сможет в дальнейшем заполнить интересным творческим трудом их свободное от работы время, а для кого-то из них, возможно, станет началом будущей профессии. А знание и понимание традиций своего народа, своих предков даст им то духовное богатство, ту внутреннюю силу, которых так не хватает нам сегодня.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Андриянова Е.Е. Вышивание. - М., 2001.
  2. Афанасьев А.И. Древо жизни. - М., 1964.
  3. Бабушкина И.В. Золотое шитье. - М., 2003.
  4. Данилова Л .И. Окно с затейливой резьбой. - М., 1986.
  5. Елкова В.А., Романова Л.Ф. Народное искусство. - М., 1972.
  6. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. - М., 1987.
  7. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. - М., 1989.
  8. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М., 1990.
  9. Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для профтехучилищ. - М., 1980.
  10. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. - М., 1998.
  11. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. - С-Пб., 2003.
  12. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. - М., 2000.
  13. Максимов Ю.В. Родник творчества. - М., 1988.
  14. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М., 1983.
  15. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. - М., 1978.
  16. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., 1988.
  17. Миловский А.С. Народные промыслы. - М., 1994.
  18. Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. - М., 2003.
  19. Муханова И.Ю. Лоскутное шитьё в деревенском стиле. - М., 2004.
  20. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. Кружки художественной вышивки. - М., 1983.
  21. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. - М., 1999.
  22. Федюшкина И.С. Вышивка. Белой нитью по белому полю.-М., 2001.
  23. Шорохов Е.В. Композиция. - М., 1988.
  24. Яблонский В.А. Рисунок и основы композиции. - М., 1989.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Арбат Ю.А. Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного искусства. - М., 1981.
  2. Афанасьев А.В. Живая вода и вещее слово. - М., 1988.
  3. Блинов Т.М. Чудо-кони, чудо-птицы. - М., 1977.
  4. Каменева Е.О. Какого цвета радуга. - М., 1984.
  5. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. - Минск, 1998.
  6. Лебедева Л. Красное-прекрасное. - М., 1985.
  7. Маврина Т.А. Гуси, лебеди, да журавли.... - М., 1983.
  8. Маврина Т.А. Пути-дороги. -Л., 1980.
  9. Манушина Т.Н. Художественное шитье Древней Руси. - М., 1983.
  10. Мерцалова М.И. Поэзия народного костюма. - М., 1988.
  11. Миловский А.С. Песнь жар-птицы. - М., 1978.
  12. Попова В.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М., 1984.
  13. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1981.
  14. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. - М.,1995.
  15. Степаненко В.И. Сказ о голубом цветке. - М., 1983.