Возраст обучающихся 8-15 лет.
Срок реализации 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Понимая это, педагоги нашего детского дома стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, создать необходимые условия для развития каждой личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме. Подготовить каждого воспитанника к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия, дружбы между всеми народами.

Наверное, не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос, как и с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? Такая проблема несколько лет назад встала и передо мной.

Сложность переходного периода в развитии общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловилиактуальность активного поиска оптимальных путей подготовки моих питомцевк жизни, развития ихиндивидуальности, потребностей и способностей, формирования их ориентации в жизни, стимулирующих самореализацию. Знакомясь с личными делами моих воспитанников, лишенных родительской поддержки, я сделала для себя следующий вывод:

  1. большинстводетей имеют негативный социальный опыт;
  2. отличаются ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью;
  3. Характерным результатом указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной дезадаптации этих детей.

Знакомство со специальной литературой показало, что проблема правового воспитания молодежи привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: психологов, педагогов, философов, социологов, правоведов. Особенно остро этот вопрос задевает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существует несколько взаимосвязанных проблем, которые не решаются традиционно применяемыми педагогическими технологиями. Основные из них:

  • Крайне слабое психологическое и социально – педагогическое сопровождение воспитательного процесса в детских домах.
  • Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимоеповедение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.

Существующая педагогическая система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Последствие отставания педагогических технологий работы с детьми – социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

  • По способности к приобретению профессии и трудоустройству;
  • По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;
  • По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Значительная часть выпускников детского дома остаются на низких «этапах» развития общества; они пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков и тех родителей, которые, в свою очередь, отказываются от воспитания уже собственных детей.

Таким образом, опираясь на выводы ученых, я пришла к необходимости разработатьновые социально – педагогические технологии работы с детьми, которые позволили бы мнесущественно повысить уровень развития их личности и возможности в последующей социальной адаптации.

Зная, что от качества правового воспитания во многом зависит уровень развитиямоих воспитанников, я много времени уделила выбору форм и методов ведения занятий, подбору необходимого материала. А также, учитывая психологические особенности детей моей группы, которые совсем недавно были оторваны от родителей, помещены в условия детского дома, и у которых сниженобщий психический тонус, нарушены процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиточувство тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. На основании этого,я попыталась подобрать такую методику ведения занятий по правовому воспитанию, которая бы удовлетворяла интересы детей, не была похожа на школьные уроки и являлась совместной деятельностью взрослого с детьми, где взрослый партнер учитывает интересы и инициативы детей. Так была создана и адаптированапрограмма «Социально-правовое воспитание через изодеятельность».

Главные идеи программы:

Посредствомизодеятельности:

  • формировать гражданскую и правовую направленность личности, активнуюжизненнуюпозицию;
  • поддерживатьстремления воспитанников служить Отечеству, утверждать на земле справедливые взаимоотношения между людьми, отстаивать свои права и права других людей;
  • воспитыватьгордость за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны;
  • стремитьсяк миротворчеству, отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы;
  • пониматьвоспитанникамизбраннуюими программу поведения для будущего самоопределения.

Главные цели:

  • воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства;
  • формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей наци-ональности, ее культуре, языку, традициям и обычаям;
  • признание ценности независимости и суверенности своего государства и других государств.

Задачи:

  • формировать у воспитанниковправовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом;
  • формировать гуманистическое мировоззрение воспитанников, способное к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
  • обучать решению задач правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального саморазвития и самосовершен-ствования;
  • формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
  • воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны;
  • проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными по-ступками людей.

При этом используются следующие формы:

  • тематические семейные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопо-рядка;
  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
  • встречи с ветеранами войны и труда, солдатами и офицерами срочной службы;
  • праздники получения паспорта, дня Конституции;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотической и правовой тематики;
  • конкурсы, викторины и концерты, посвященные правовой и патриотической тематике;
  • походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и пат-риотической теме.

Новизна программы:

Средствами реализации программы по правовому воспитанию на данном этапе стали специальные занятия, при проведении которых я стала гармонично сочетатькруговые беседы, специализированные игры, чтение, рассказывание, театрализации, презентации, деловые игры, тренинги, рисование. Предпочтение отдала рисованию, что опять таки связано с психологическими особенностями наших детей.

Исследование,проведенное коллективом ученых под руководством Л.И.Божович, позволило выделить такую особенность психического развития детей-сирот:«у детей отпадает один из важнейших источников постоянного накопления опыта и знаний, они не усваивают многообразие межличностных отношений, так как в условиях детского дома дети постоянно находятся в кругу сверстников, в кругу одних и тех же впечатлений, одних и тех же педагогических воздействий». Это связано с лишениями, потерями, обеднением среды воспитания, отсутствием стимулов, замкнутым пространством общения, материнской депривацией, а отсюда – страдания, отчаяние, отчуждение, потеря доверия ко всем и к самому себе тоже, снижение уровня интеллекта. Поступающие дети вдетский дом, (почти все) педагогически запущены, так как пьющим родителям было не до них, многие из них подвергались физическому насилию со стороны родственников. Вместе с психологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие,плохо развита речь.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с заблуждениями следующего толка: если ребенок не говорит об определенных вещах, то это означает, что он не составил о них собственного мнения, или не понимает природу этих вещей, или не испытывает никаких чувств в отношении тех или иных явлений или событий. Это совершенно не соответствует истине. Воспитанник, не умеющий выражать словами свое отношение к реальным жизненным ситуациям и к окружающим людям, не умеющий вербально передать такие свои переживания, как страх, недовольство, радость, обида, вполне может сделать это с помощью рисунка или игры: каждое из этих занятий представляет собой способ выражения своих чувств к определенным понятиям.

Я прекрасно осознаю, что детское творчество напрямую связано с эволюцией психического развития, и при помощи рисунка всегда нахожусь в курсе переживаний детей, знаю, о чем они думают, что их тревожит. Именно в трудные периоды жизни большая часть невысказанных, но реально испытываемых детьми чувств, находит свое отражение на бумаге. Так же как великие художники передают свое собственное видение мира посредством своих творений, так и внутренний мир моих детей, усвоенные правовые понятияпостигаются через их небольшие, иногда корявые «шедевры». Рисунок – это особый язык детей, на котором он ведет со мной диалог, когда не может или не знает, как выразить определенные понятия, знания. А нестандартные подходы к организации правовых занятий удивляют и восхищают моих воспитанников, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Дети с удовольствием отражают в изобразительных образах свои впечатления о прослушанном материале, об окружающем, выражают свое отношение к ним. Вместе с тем рисунок имеет неоценимое значение в развитии памяти, нравственного и умственного развития, всестороннего эстетического и трудового развития. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель,Каменский и другие.

Для детей, которые не умеют или боятся выразить словами свои чувства, понятия в процессе рисования, словно, пропадает «комплекс неумения». Именно переживание ребенка является «индикатором» его социализации. В нем проявляется своеобразное соотношение внешней и внутренней сил социального развития, то, как он понимает происходящие события, явления, поступки людей и как к ним относится, насколько принимает или отторгает. Л.С. Выготский пишет: «…Среда определяет развитие ребенка через переживание среды».Приспособляясь к среде, ребенок вырабатывает навыки соответствующего поведения, чтобы установить некое «равновесие» со средой.

Начиная с первых занятий, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир, правовые стандарты, понятия, законы в красках, так как очень хорошо запомнила высказывания великого педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убеждает, что правильное воспитание основываетсяна богатстве, идейной полноценности эмоциональной жизни». По мнению В.А. Сухомлинского, в сознании детей еще трудно утвердить стойкие взгляды и тем более идейные убеждения. В основе их духовной жизни лежат образные представления, переживания, чувства. Осваивая нетрадиционные методы рисования, и используя их на занятиях по правовому воспитанию, я пришла к выводу: детям нравится такие занятия, у нихблестят глаза от восторга, они часто смеются, стали чаще общаться с воспитателем, импровизируют.

Нетрадиционные методы рисованиятакие как, элементы пальчиковой арт.терапии, рисование с использованием подручных материалов(ватные палочки, соль, манная крупа, цветные салфетки), рисование по мокрому листу, рисование путем складывания, дорисовывание клякс и разводов, выдувание рисунка из капли с использованием трубочки и т.п. развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и, самое главное, уверенность в себе.

Обоснование актуальности

Социально-правовое воспитание предполагает в соответствии с требованиями жизни не только развитие определенных правовых навыков, но и овладение научными знаниями, развитие познавательных интересов, воспитание любви к семье, родному дому, Родине, к людям труда, формирование готовности работать на благо общества. Изучение богатейшего правового материала на основе изодеятельности способствует духовно-патриотическому воспитанию детей. Огромная роль в этом направлении отведена рисунку.

Нетрадиционные методы рисования – очень актуальна в нашем детском доме. Использование элементов пальчиковой арттерапииявляется сравнительно новым видом познавательной и творческой деятельности. Необходимые компоненты практически одинаково доступны для любого возраст, это бумага, краски и бросовый материал. Образовательное значение правовых занятий , связанных с изодеятельностью весьма существенно.

Заметно умственное и эстетическое развитие детей, т.к. творческая деятельность развивает чувства, а с ними такие психическиепроцессы, как память, воображение, мышление, восприятие, внимание.

Повторяя пройденнуютему в рисунке, коллаже, аппликации, оформени плакатов, альбомов дети отражают в них свое понимание жизненных ценностей, своих личностных свойств, свое отношение к праву.

Правовая база для составления программы

  • Конституция РФ
  • Закон «Об образовании»
  • Конвенция «О правах ребенка»
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006-2010 гг.»
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422;
  • Устав ОГОУ «Покровский детский дом»
  • Программа развития ОГОУ «Покровский детский дом»

Условия реализации программы:

  • Создание благоприятных условий и возможностейдля полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации детского дома, педагогического коллектива, школы.
  • Совместная деятельность с медицинским персоналом, социальным педагогом, психологом, заместителями директора, с преподавателями дополнительного образования, церковью,с музеями города.

Уровень разработанности программы - экспериментальный.

Работа по этой программе началась с 01.09.08 года.

Ресурсы: воспитатели семейного центра:Чекина М.Е. - 1 квалификационнаякатегория; Кондрашова С.В. – 1 квалификационная категория; Латышева Л.Ю. - высшая квалификационная категория; Кузнецова Г.П.- квалификационная категория; социальный педагог – Горюнова Ю.В.- высшая квалификационная категория; психолог – Султанова Н.А. - высшая квалификационная категория; заместители по научно-методической работе - Ефремова Т.В.- высшая квалификационная категория; по воспитательной работе - Будко И.В.- высшая квалификационная категория; руководители кружков: Назаров Г.И. – 1 квалификационная категория - духовой оркестр; Щербакова В.А. – 1 квалификационная категория - театральный; Короткова О.В.- высшая квалификационная категория – вокальный, Ларин А.В. – спортивная секция, волонтеры.

Предполагаемые результаты и их социальная эффективность:

  • Приобретение знаний, умений и навыков для формирование у воспитанниковнравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих и правовых ценностях;
  • Уменьшение факторов риска при адаптации в социуме;
  • Расширение кругозора;
  • Идеальныйрезультат, к которому нужно стремиться – соблюдениенорм поведения в рамках законодательства РФ;
  • Умение отстаивать и защищать свои права.

Основные принципы отбора материала:

Обучение по данной программе основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки воспитанников по вопросам,включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

Форма организации занятий: лекции, беседы, дискуссии,просмотр фильмов с последующим обсуждением, семинары, круглые столы, экскурсии, деловые игры, викторины, конкурсы,встречи с юристами, с представителями органов правопорядка, оформление выставок рисунка, плакатов, альбомов.

Инструментарий для оценивания результатов:

  • Анкеты
  • Диагностика
  • Тесты
  • Беседы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Работа над Конституцией Российской Федерации.

Тема
(теория, практика)
Цель
и интерактивные стратегии (ИС)
Количество часов
теория практика всего
1. Главная книга страны - Конституция РФ.
Свободное рисование на тему "Я и закон"
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию у воспитанников убежденности в демократическом характере основного закона РФ.
ИС:Ток-шоу "Договор", игра "Самолет".
Элементы пальчиковой терапии.
1 2 3
2. "Что может герб нам рассказать".
Создание герба своей семьи, группы, личного герба (по выбору).
ЦЕЛЬ: Осознание значимости геральдических символов нашей страны. Знакомство с историй герба и флага России.
ИС: Викторина "Что мы знаем о гербах и флагах".
Элементы пальчиковой арттерапии.
1 2 3
3. Гражданство.
Рисование на тему "Моя Родина"
ЦЕЛЬ: Способствовать осознанию детьми необходимости и значимости гражданства для каждого человека.
ИС: Игра "Согласие", работа над плакатом "Родина", упражнение "Веночек" и игра "Ажурная пила".
Элементы пальчиковой арттерапии.
1 2 3
4. Права и свободы.
Рисование на тему "Я иду в магазин..."
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию знаний об основах одного из пластов общечеловеческой культуры - права и свободы.
ИС: Игра "Желания и потребности", игра "Группа прав и свобод"
1 2 3
5. Равенство. ЦЕЛЬ: Формирование знаний о справедливости и необходимости равенства всех перед законом.
ИС: Игра "Двадцать вопросов", работа с казусами, упражнение "Меня обидели"
1 0 1
6. Наши главные ценности.
Рисование на тему "Что для меня важнее всего"
ЦЕЛЬ: Определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свобода.
ИС: Игра "Волшебный клубочек", игра "Полет на воздушном шаре", работа с казусами.
Оформление плаката "Жизнь", рефлексия в группах.
Элементы пальчиковой арттерапии.
1 2 3
7. Достоинство.
Рисование на тему "Я горжусь"
ЦЕЛЬ: Способствовать усвоению детьми того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества обладает большей созидателдьной, культурообразующей силой, чем человек, лишенный достоинства.
ИС: Упражнение "Я горжусь...", игра "Достоинство", игра "Трусливые и смелы мысли"
Использование нетрадиционных методов рисования (ватные палочки при работе по теме "Я горжусь").
1 1 2
8. Право на личную жизнь.
Рисование на тему "Я и мои друзья" (детское объединение)
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию понятия о приватном пространстве (неприкосновенности частной жизни), как условия формирования личности.
ИС: Игра "Столкновение интересов", игра "Чин", игра "Ажурная пила"
1 1 2
9. Права и обязанности в семье.
Рисование на тему "Моя будущая семья"
ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с основными нравственно-правовыми нормами семейных отношений.
ИС: Работа с казусами, упражнение "Она не работает", игра "Триада". Анкетирование. Использование методов рисования (элементы пальчиковой арттерапии, рисование по мокрому листу).
1 1 2
10. Твоя национальность.
Рисование на тему "Дружат дети всей земли"
ЦЕЛЬ: Показать, как Конституция РФ решает национальный вопрос. Помочь детям, что этнические и другие конфликты, усиленные проблемами бедности и растущей миграции сделали общность людей более поликультурными и разнообразными.
ИС: Упражнение "Займи позицию", упражнение "Шкала социальных дистанций", (анкета) игра "Ажурная пила", игра "Красные, белые, зеленые", игра "Великолепие разнообразия"
1 2 3
11.Право на образование.
Рисование на тему "Я и школа".
ЦЕЛЬ: Показать приоритетность образования, как основы культурных прав человека.
ИС: Игра "Конституция группы", игра "Снимаем кинофильм", игра "Данетка"
Оформление плаката "Образование" (рефлексия групповая с элементами рисования).
Рисование с использованием подручных материалов (соль)
1 2 3
12. Социально-экономические права.
Рисуем социально-экономические права (труд, отдых, жилище, и т.д., охрана здоровья, медицинская помощь).
ЦЕЛЬ: Показать сущность социальной политики Российского государства, стремящегося обеспечить социальный прогресс и развитие.
ИС: Игра "Каталог прав человека".
Рисование пастелью
1 1 2
13. Нет прав без обязанностей.
Рисование на тему "Твои обязанности в семье"
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию убежденности в том, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности" (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека).
ИС: Игра "Нет прав без обязанностей", игра "Необязательный человеканкета-опросник "Твои бывшие, настоящие и будущие обязанности!"
1 2 3
14. Ограничение прав и свобод. ЦЕЛЬ: Показать необходимость законного ограничения прав и свобод.
ИС: "Займи позицию", игра "Аквариум", игра "Найди свою пару"
1   1
15. Для чего нужно государство? ЦЕЛЬ: Ввести воспитанников в одну из самых трудных и основных тем правоведения, раскрывая исторически логическую закономерность возникновения и существования такого орудия власти, как государство.
ИС: Деловая игра "Наше государство", игра "Ожившие строки Конституции".
Оформление плаката "Государство" (коллективная рефлексия ).
1 1 2
16. Защита прав и свобод
Рисование на тему "Я - защитник..."
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с основами государственного механизма защиты прав и свобод в РФ.
ИС: Разминка "Доброе утро", работа с таблицей "Защита прав", работа в малых группах (РМГ)? Игра "Аплодисменты" (рефлексия).
1 1 2
17. Власть народа.
Рисование на тему "Если бы я был президентом"
ЦЕЛЬ: Рассмотреть понятие и сущность власти по Конституции РФ.
ИС: "Займи позицию", ИНФОРМАЦИОННАЯ РАЗМИНКА "Пчелки и змейки", упражнение "Если бы я был президентом..."
1 1 2
18. Правительство. ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с деятельностью высшего органа исполнительной власти в РФ, согласно Конституции РФ.
ИС: Игра "Полезный совет", игра "Работа правительства РФ".
1   1
19. Судебная власть. ЦЕЛЬ: Показать значение судебной власти в Российской Федерации.
ИС: Игра "Каждый учит каждого", работа с казусами.
1   1
20. Право активного участия в жизни общества.
Рисование на тему "Я и мое рабочее место" Рисование "кирпичей" к игре "Строим правое государство"
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию знаний о сложностях и путях развития демократического строя через правое государство и гражданское общество.
ИС: "Займи позицию", игра "Данетка", игра "Правовое государство", игра "Вы нам писали". Использование элементов пальчиковой арттерапии.
1 2 3
21. Лидер.
Составление Кельтского колеса бытия с элементами рисования.
ЦЕЛЬ: Раскрыть некоторые этико-правовые аспекты лидерства.
ИС: Деловая игра "Аквариум", работа в малых группах, работа в парах, игра "Займи позицию", тест "Что присуще лидеру?".
1 2 3
22. Тренинг.
"Волшебный стул"
ЦЕЛЬ: Определение реального лидера и изгоя.   1 1
23. Тестирование "Что вы за птица?" ЦЕЛЬ: Выявление деловых качеств детей для последующего использования этих качеств ребенка в работе педагога.
ИС: тестирование.
  1 1
24. Анкетирование
"Уровень сформированности брачно-семейных представлений".
ЦЕЛЬ: Выявление знаний старших ребят о брачно-семейных отношениях.
ИС: Обучение правильному заполнению заявления о вступлении в брак, анкетирование.
  2 2
  Итого:     52

II. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

Тема (теория, практика) Цель и интерактивные стратегии (ИС) Количество часов
теория практика всего
1. Узнать больше о своих правах (История создания Конвенции).
Рисование на тему "Я люблю школу", "Мой любимый учитель".
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка. История создания.
ИС: Использование элементов пальчиковой арттерапии, работа с казусами, игра "Мои права".
1 1 2
2. Работа со статьями Конвенции, наиболее близкими для воспитанников.
Рисование на тему "Летний отдых", "Мои права".
ЦЕЛЬ: Познакомить со статьями конвенции "Твои права"
ИС: Элементы пальчиковой арттерапии и другие методы нетрадиционного рисования.
2 4 6
3. Что значат наши имена? (о происхождении фамилий, имен).
Рисование на тему "Мое генеалогическое дерево"
ЦЕЛЬ: Познакомить воспитанников с происхождением имен и фамилий.
ИС: Блиц опрос "Кто Я?"
1 1 2
4. Тренинг "Паровозик успеха"
"За что я себя люблю?"
ЦЕЛЬ: Снятие межличностых конфликтов.   1 1
5. Сохрани свое здоровь сам.
Рисунки на тему по выбору: "На приеме у врача", "Я люблю спорт", "Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья", и т.д.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со здоровьесберегающими технологиями.
ИС: научить пользоваться здоровьесберегающими технологиями. Использование элементов пальчиковой арттерапии.
1 1 2
6. Мини-сочинения и оформление альбома иллюстраций по статьям Конвенции (по выбору). ЦЕЛЬ: Закрепить и обобщить знания детей о статьях Конвенции.
ИС: использование нетрадиционных способов оформления работ.
  2 2
7. Семь + Я = Семья.
Рисование по теме "Я и моя семья"
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, показать различные типы семей. Познакомить с правом ребенка на семью, дать элементарные представления о механизме прав ребенка, воспитывать чувства уважения и любви к семье.
ИС: использование нетрадиционных способов оформления работ.
1 1 2
8. Вечер-развлечение "Машина времени"   1 1 2
9.Театрализованное развлечение по страницам Конвенции по правам ребенка "Мы тоже имеем права".        
  Итого:     19

Образовательный процесс на занятиях строится как разноуровневое и последовательное освоение детьми содержания программы. Обучение правовой грамоте основывается на психологических особенностях возраста, поэтому образовательный компонент различен для разного возраста. Деление по годам и этапам программы весьма условно: каждый ребенок задерживается на одном уровне, на одной ступени столько, сколько времени ему необходимо для полного освоения материала.

Алгоритм реализации программы:

1 этап - Организационный (сентябрь) – изучение воспитанников: их физического и психоэмоционального здоровья, тестирование воспитанников, непосредственное планирование воспитательной работы на группе, согласование плана со специалистами детского дома, сведение мероприятий в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций.

2 этап – деятельностный (октябрь-май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля и сопровождении, мониторинг.

3 этап – итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.