Цель: способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек, лишенный достоинства.

Задачи:

  • научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека - достоинству, формируя способность сопротивляться пошлости и жестокости;
  • воспитание достоинства и самодостаточности;
  • развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения.

Интерактивные стратегии

  1. Упражнение «Я горжусь...».
  2. Игра «Достоинство».
  3. Игра «Трусливые и смелые мысли».

Дидактический материал

  1. Раздаточный материал «Я горжусь...».
  2. Карточки для игры «Достоинство».
  3. Карточки для игры «Смелые и трусливые мысли».

 

Конституция Российской Федерации
(Извлечение)

Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

 

Упражнение «Я горжусь...»

Если вы закончите три нижеприведенные предложения, вы узнаете больше про свои положительные черты и преимущества. Итак, пишите о себе, но пишите правду.

Я горжусь тем, что ________________________________________

Я горжусь тем, что ________________________________________

Я горжусь тем, что ________________________________________

 

Герб

Создайте свой собственный герб. Для этого нужно выполнить предложенные ниже задания. Помните, что в данном случае уровень художественного исполнения герба - не главное.

По завершении выполнения упражнения представьте вашу работу перед классом.

 

По одной из улиц Мельбурна в Австралии некий российский кинорежиссер не спеша вел машину. Вдруг в зеркале заднего обзора он увидел, что за ним движется эскорт парадно одетых полицейских на мотоциклах. Улица была узкая, обогнать машину режиссера полицейские не могли и вынуждены были двигаться так же медленно. При этом никто даже не пытался прогнать его с дороги.
Тем не менее, режиссер решил уступить дорогу сам. Начальник эскорта, поравнявшись с его машиной, взял под козырек и сказал: «Спасибо, сэр!» Потом подъехал «роллс-ройс», который сопровождали мотоциклисты, и сидевшая в нем дама также поблагодарила: «Спасибо, сэр!» Это была королева Англии...

Вопросы для обсуждения

  • Почему этот случай удивляет нас?
  • Как вы объясните поговорку: «Умной спеси не бывает»?
  • Кого называют бесчестным человеком?
  • Что значит не иметь достоинства?

 

Игра «Достоинство»

Инструкция. Образуйте 4 группы. На столах, за которыми располагаются участники игры, находятся таблички: «Философы» «Следователи», «Спортсмены», «Финансисты».

Каждая группа получает карточку с заданием: найдите выход из ситуации, не задевая достоинства других людей.

«Философы». Объясните слова древнекитайского философа Конфуция: «Достойный человек не может не обладать широтой познания и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь долог. Человечность - вот ноша, которую он несет».

«Следователи». Из сумки учительницы пропали деньги и сотовый телефон. Подозрение пало на нарушителей дисциплины: Олега и Сашу.

«Спортсмены». Ваша группа долго готовился к поездке в лес. Там планировались плавание в реке, игра в волейбол, сбор ягод. Но у Гали болит нога, а у Васи больное сердце. Однако они хотят быть вместе с вами.

«Финансисты». Ваш класс выиграл 15000 рублей. Ребята решили, что можно поехать на экскурсию в Москву. Но нужно доплатить по 1000 рублей с человека. Руслан и Эмма из детского дома. У них нет денег.

 

Что же такое честь и достоинство?

В Преамбуле Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Конституция РФ {статья 21} говорит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления». Статья 23 говорит о праве каждого на защиту своей чести и доброго имени.

 

Понятие «достоинство» лежит в основе международных и российских правовых норм.

 


ДОСТОИНСТВО - ЭТО ЦЕННОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ


Достоинство основано на внутренней самооценке личности.


ЧЕСТЬ - ЭТО КОНКРЕТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ, СВЯЗАННОЕ С ЕГО РЕПУТАЦИЕЙ (ОТНОШЕНИЕМ К НЕМУ ОКРУЖАЮЩИХ)


Честь основана на объективной оценке личности, определяющей ношение общества к гражданину.

Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство.

Игра «Трусливые и смелые мысли»

Инструкция. Образуйте 4 группы. Получив карточку с ситуацией, обсудите ее и составьте 2 списка:

  1. «Трусливые мыслишки»;
  2. «Смелые мысли».

Затем поделитесь ими с другими.

Ситуации

  1. Вы нечаянно сломали компьютер в кабинете информатики. Никто этого не видел. Учитель подозревает вашего товарища. - Как поступить?
  2. У вас с приятелем не хватило денег на 2 порции мороженого. Про-давец по рассеянности сдал лишние деньги. Теперь вы можете купить еще одну порцию. - Как поступить: вернуть деньги или спокойно есть мороженое?
  3. Вы видите, как ваши одноклассники систематически обижают малышей, но вы молча проходите мимо, не желая портить отношения. Но совесть не оставляет вас в покое. - Как вы поступите в следующий раз?
  4. Вам очень нравится девочка (мальчик) из соседнего класса. Иногда вы идете вместе из школы. Одноклассники стали над вами подшучивать и обидно дразнить вас. Как быть: отказаться от дружбы или ...? - Как вы поступите?

Контрольные вопросы

  1. Что вы понимаете под словами «честь» и «достоинство»?
  2. Как закон определяет право каждого на честь и достоинство?
  3. Почему достоинство отдельного человека является благом всего общества и государства?

 

ЗАПОМНИ!

Достоинство человека - это благо и ценность для всего общества и государства. Защищая свое достоинство, человек должен поступать в соответствии со своей совестью, честью и в ладах с законом.

 



Работы детей «Мой герб»