Доклад заведующей библиотеки ГКОУ ВО «Покровский детский дом» Михалевской Нины Владимировны на областном семинаре библиотекарей детских домов и школ интернатов на тему:
«Библиотека детского дома – одно из взаимосвязанных звеньев в системе воспитательно-образовательной работы учреждения"

Как бы сильно ни были мы прикованы к телевизору, Интернету, роль книги в жизни общества остается прежней. Книга давно уже стала первейшей, ничем не заменимой потребностью человека. А библиотека по-прежнему является надежным хранилищем мудрости, где доступ к печатному слову и информации имеют не один - два человека, а множество читателей.

Детская, школьная, и наша домашняя библиотеки, в настоящее время стали практически единственными бесплатными учреждениями, где любой ребенок может получить книгу бесплатно, осуществляя свое право на культурное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой культуры.

Библиотека нашего детского дома - это центр, который является полноправным участником воспитательного процесса.

Основные функции библиотеки детского дома:

  • Образовательная
  • Информационная
  • Воспитательная

Наша библиотека выступает, как образовательно-воспитательное подразделение детского дома, где библиотекарь наравне с другими педагогическими работниками решает педагогические задачи, играет роль информационного лидера, является специалистом в области повышения информационной культуры воспитанников и педагогов; помощником директора детского дома в формировании у педагогических работников потребности в непрерывном образовании и воспитании через книгу и информацию.

Задачи библиотеки:

  • Предоставление широкого гарантированного доступа ко всем источникам информации
  • Максимальное использование потенциала новых информационных технологий для совершенствования обслуживания читателей.
  • Формирование информационной грамотности и культуры чтения воспитанников
  • Организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию воспитанников
  • Воспитание у детей позитивного отношения к чтению как к занятию радостному, приносящему удовлетворение.
  • Обеспечение образовательного процесса учебной, методической, художественной литературой.
  • Организация комфортной библиотечной среды

Основные формы работы:

  • индивидуальная
  • групповая
  • массовая

Контрольные показатели:

  • Библиотека востребована всеми участниками образовательного процесса (педагогами, воспитанниками, медицинскими работниками, обслуживающим персоналом, выпускниками детского дома и родственниками сотрудников детского дома).
  • Ежедневно библиотеку посещают от 15 до 25 человек.
  • В течение учебного года библиотека обслуживает более 120 читателей, выдает более 4000 тысяч экземпляров различной литературы( включая книги, учебники, пособия, периодику, диски.)

За период с 2010 - 2011 г:

  • Средняя читаемость - 32 экз.
  • Средняя посещаемость - 110 чел.
  • Книгообеспеченность - 19 экз.

Наша библиотека имеет достаточный фонд как художественной, так и научно-методической, справочной литературы. Сейчас в библиотеки находится 10 тысяч 23 экземпляра.

Формируется фонд таким образом, чтобы каждый ребенок смог закрепить полученные знания на уроках и продолжить свое самообразование в условиях особой культурной среды.

Наша библиотека начала свою деятельность с сентября 1968 года.

Она востребована всеми участниками образовательно-воспитательного процесса.

В настоящий момент российское образование переходит на новый этап своего развития, суть которого в том, что сегодня образование готово к установлению и внедрению новых стандартов, а современная библиотека должна стать гарантом реализации этих стандартов, для этого она должна иметь фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы.

От года к году наша библиотека становится самым демократичным центром доступа к информации, а библиотекарь все больше играет роль педагога, способного обучить всех участников образовательного процесса основам информационной культуры.

Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования изменило миссию нашей библиотеки. Сегодня библиотека не только обеспечивает текущий учебный и воспитательный процесс и руководит досуговым чтением, но и является ресурсной базой обновления образования, воспитательным, информационным центром образовательного учреждения. Одним из путей совершенствования библиотечной работы является реорганизация деятельности библиотеки детского дома в прессцентр. Необходимость создания прессцентра подсказала жизнь: сегодня фонды библиотеки не совсем отвечают требованиям воспитанников и педагогического коллектива. Соответственно изменились и задачи работы. Кроме традиционных они теперь включают:

  • Организацию доступа в интернет;
  • Дистанционное обучение воспитанников;
  • Обеспечение педагогических работников и воспитанников учебными и вспомогательными документами и информацией;
  • Продвижение знаний по самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.

Прессцентр детского дома оборудован всем необходимым для самостоятельного информационного поиска и обработки полученной информации, а именно:

  • 4 компьютера;
  • Аудиотелевидеоаппаратура;
  • Столы;
  • Газеты и журналы;
  • Справочные издания;
  • Учебная и методическая литература.

Здесь можно не только найти информацию, но и получить квалифицированную помощь при подготовке к проведению методических объединений, педагогических советов, семинаров, семейных часов, уроков, домашних заданий, научных исследований. Здесь хорошо прослеживается связь библиотекаря с руководителем компьютерного класса, который активно помогает в проведении всех мероприятий, в настройке техники, в подборе методического и учебного материала.

В детском доме с начала учебного года стало функционировать дистанционное обучение, которое помогли оборудовать наши друзья-спонсоры. При помощи интернета наши дети имеют возможность успешно выполнить домашние задания, обратиться к другим педагогам для объяснения непонятного материала, получить дополнительную информацию по предметам, которые их интересуют. Это дало возможность улучшить отметки по таким предметам, как математика, русский язык, английский язык, физика.

Наша библиотека работает в тесном контакте с городской, детской и школьной библиотеками.

Для нас важным является то, что воспитатели и воспитанники имеют возможность не только получать информацию, но и работать с ней творчески. Это создает благоприятные условия для творческой активности и самостоятельности воспитанников. Совместно с вышеназванными учреждениями мы постоянно проводим творческие встречи, познавательные викторины, недели детской книги, различные конкурсы.

Библиотекарь ежегодно собирает информацию о предстоящих конкурсах, условиях участия в них и доводит до сведения, как администрацию и других педагогических работников, так и воспитанников. Количество воспитанников, участвующих в различных всероссийских, региональных и городских конкурсах растет год от года и нам кажется это очень важным. Ситуация успеха, новые знакомства, интересные идеи – все это обогащает внутренний мир наших воспитанников и повышает эмоциональный фон детей, который им так необходим. Нас радуют и результаты этих конкурсов. Наши дети очень талантливы. Многие из них хорошо рисуют, сочиняют стихи, пишут прекрасные сочинения, выполняют поделки из различных материалов. Вместе с педагогами дополнительного образования, инструктором по труду, заместителем по воспитательной работе, воспитателями школьных и дошкольных групп мы ведем активную работу по рекламированию детских способностей и поэтому охотно принимаем участие во многих вышеназванных конкурсах. Рисунками наших детей иллюстрирована книга.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Специфика труда педагогических работников побуждает их пополнять знания и умения всю жизнь.

«Современный человек, по словам академика С.Вавилова, находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Здесь возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве них выступает библиотекарь.

Пришло понимание, что библиотека – не только место выдачи книг.

Подготовка тематических выставок, выполнение библиографических справок, обеспечение учебниками, учебными пособиями - это является индикатором образования. И формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью нашего образовательного учреждения.

Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать грамотностью, дающей возможность каждому не просто получить информацию. Но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

В нашем детском доме приоритетными являются следующие информационные позиции: краеведение, экологическое просвещение, экономический и правовой практикум, военно-патриотический ликбез, художественно-эстетическое направление, направление профессиональной ориентации воспитанников.

Наша библиотека постоянно занимается пропагандой здорового образа жизни, поскольку считает эту задачу одним из главных приоритетов в работе с подрастающим поколением. Здоровье – это важнейшее условие благополучия, т.е. счастья. Поэтому наши педагоги, медицинские работники выстраивают свои приоритеты таким образом, чтобы эффективная забота о здоровье реализовывалась каждодневно как в мелочах, так и общем укладе нашей жизни.

За несколько лет работы библиотеки в нашем детском доме удалось выстроить целостную систему библиотечной деятельности, при которой используются различные стратегии, формы и методы организации детей. Целью этой системы является обучение детей умению работать с разными источниками информации, воспитание и привитие любви к книге, формирование естественной потребности к художественному чтению, развитие читательского вкуса.

Время требует от нас высокого профессионализма, а работа с детьми-сиротами лучших душевных качеств человека: доброту, внимание, стремление помочь каждому читателю найти необходимую ему книгу.

Каждый из нас, находясь на своем рабочем месте, верит в свое высокое предназначение, без сомнения любит детей, понимает их проблемы, их сложный внутренний мир. Каждый библиотекарь всегда в курсе новых учебных программ, имеет представление о новых обучающих системах, умело координирует работу со всеми педагогами в отношении каждого воспитанника. Библиотекарь, совместно с завучем, постоянно изучает воспитанников, стараются проникнуть в мир их интересов, насущных потребностей, в их отношения с товарищами. Все это помогает создать ясную картину духовного роста детей, их развития с тем, чтобы воздействовать и определять новые важные направления в этом процессе.

Было проведено исследование вместе с психологом, направленное на изучение роли библиотекаря в работе детского дома. Были получены следующие результаты: любят читать и часто посещают библиотеку 70%, посещают библиотеку для успешной подготовки домашних заданий 40%, для работы над рефератами -20%, в целях самообразования -25% педагогов, Почти 30% воспитанников самостоятельно находят требуемую литературу, 40% прибегают к помощи библиотекаря.

В стенах библиотеки происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении задач воспитания. Примером групповой формы работы с воспитанниками - читателями являются библиотечные часы, экспресс - обзоры, краеведческие чтения, конкурсы, викторины, турниры, встречи, развлекательно-познавательные игры. Устные журналы, поэтические гостиные.

В детском доме создан совет командиров, через членов которого осуществляется связь с семейными центрами. Члены совета участвуют в рейдах по проверке содержания учебников, в ремонте книжного фонда, в подготовке коллективно-творческих дел. Это воспитывает у ребят деловитость, требовательность к себе и членам коллектива, справедливость к людям, настойчивость, принципиальность, чувство ответственности и самокритичности.

Помогает следить за читательским интересом детей библиотечный формуляр, который дает полное представление о том, что читает воспитанник, как часто посещает библиотеку, участвует ли в библиотечных мероприятиях. Формуляр позволяет вовремя заметить и выяснить причины снижения интереса к чтению и посещаемости библиотеки. Формуляр дает основание для взаимодействия библиотекаря и воспитателя. Вместе они могут продумать новые методы и приемы воздействия на интерес ребенка к чтению. Про чтение вставить.

Появилась необходимость и в обновлении форм работы библиотекаря не только с воспитателями, но и социальными педагогами, психологами, логопедом, заместителями директора и др. педагогическими работниками. Библиотекарь выявляет информационные потребности педагогических работников и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций, нововведений, передового педагогического опыта. Он способствует формированию информационной культуры, а также содействует развитию профессиональной компетентности педагогов детского дома.

Мы сегодня рассматриваем библиотеку как важное подразделение детского дома, особенно такого, как наш, и не жалеем средств и сил на дальнейшее развитие библиотеки, чтобы она полностью отвечала современным требованиям нынешнего, мобильного человека, успех которого в наше время часто зависит от быстроты нахождения нужной информации.