Цель:
Заинтересовать детей в творчестве А.Л. Барто. Привить родителям желание знакомить детей с творчеством поэтессы.

Задачи мероприятия:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством А.Л. Барто;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
  • побуждать детей обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
  • разучивание стихов.

Возрастная группа (класс): 1-6 класс.

Частные методы и приемы: словесные, наглядные.

Дидактические средства:

  • портрет, фотографии А.Л. Барто;
  • выставка книг “В гостях у А. Барто ”, детских рисунков к произведениям А.Л. Барто;
  • мягкие игрушки - герои книг А. Барто.

Подготовительный этап:

  • распределить стихи между учащимися с учётом их индивидуальных возможностей;
  • помочь разучить, отработать выразительность, артистичность исполнения;
  • показать учащимся фильм "Подкидыш" (1939 г.), авторы сценария А. Барто, Р.Зелёная.

Ход занятия:

Библиотекарь: Сегодня наш литературный час посвящается детской писательнице А.Л.Барто. Мы с вами готовились к этой встрече, разучивали стихи и очень ждали этого занятия. А.Л. Барто исполнилось бы 17 февраля этого года 110 лет. Родилась она в 1906 году в городе Москва, в семье врача – ветеринара. В детские годы Агния Барто занималась музыкой, училась в хореографическом училище. Но очень любила писать стихи. Возможно, своим литературным даром Агния Львовна обязана отцу Волову Льву Николаевичу. Он любил читать стихи, знал наизусть почти все басни Ивана Андреевича Крылова и с ранних лет привил любовь к чтению своей дочери.

Отрывок из автобиографии Агнии Львовны Барто:

«Родилась я в Москве в 1906 году, здесь училась и выросла. Пожалуй, первое впечатление моего детства - высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки, чтобы изо всех окон выглядывали люди, привлеченные музыкой.
Мой отец был ветеринаром. Он очень любил произведения Крылова и часто читал мне, маленькой, наизусть его басни.
Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии».
Отец Агнии Львовны Барто мечтал об артистической карьере дочери. Но балериной она не стала, хотя и окончила хореографическое училище. Ее к тому времени уже увлекла литература. Девушка принесла свои стихи в редакцию Госиздата, когда ей было 19 лет. Редактор, бегло взглянув на ее произведения, направил ее в отдел детской литературы. Так появился новый детский поэт - Агния Барто.
Как видите, как вспоминает сама Барто писать стихи начала с детства в младших классах. Серьезные это были стихи – о влюбленных принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала стихи о своих подружках. Героев для своих произведений она не выдумывала, они находились рядом с ней. Она наблюдала за детьми в кино, в детской библиотеке, на улице, в парке, отдыхала с ребятами в пионерских лагерях. Давайте послушаем стихотворение «Не одна».

«Не одна»

Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную лепили.
Снег февральский, слабый-слабый,
Мялся под рукой,
Но как раз для снежной бабы
Нужен нам такой.
Нам работать было жарко,
Будто нет зимы,
Будто взял февраль у марта
Тёплый день взаймы.
Улыбаясь, как живая,
В парке, в тишине,
Встала баба снеговая
В белом зипуне.
Но темнеет - вот досада! -
Гаснет свет зари,
По домам ребятам надо,
Что ни говори!
Вдруг нахмурилась Наталка,
Ей всего лет пять,
Говорит: - Мне бабу жалко,
Что ж ей тут стоять? -
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Будет баба снеговая
Под луной одна?!
Мы столпились возле бабы,
Думали - как быть?
Нам подружку ей хотя бы
Нужно раздобыть.
Мы не ели, мы не пили,
Бабу новую слепили.
Скоро стихнет звон трамвая
И взойдёт луна,
Наша баба снеговая
Будет не одна.

Библиотекарь: Первая книга Барто была издана в 1925 году. Агнии Львовне всего было 19 лет. Одно из стихотворений этой книги было «Девочка- рёвушка», его она написала вместе со своим мужем Павлом Барто.

«Девочка - рёвушка»
(Написано вместе с Павлом Барто)

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка -
Это Ганя-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…

УУ-УУ-У!..
Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
- Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду.

Уу-уу-у!..-
Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
- Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!

Оо-оо-о!..
Дали Гане молока.
- Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!

УУ-УУ-У!..
Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
- В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!

Аа-аа-а!..-
Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
- Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!

УУ-УУ-У!..
Тут сбежался народ.
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?
Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.

Оо-оо-о!..
УУ-УУ-У!..
- Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Библиотекарь: Целые поколения детей знают и любят стихи Агнии Барто и читателей у неё – многие миллионы. Далеко не всех из них можно назвать читателями – слишком они ещё малы. Но даже самый маленький знает на память стихи Барто, стоит только сказать малышу:
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу,-
Как он сам, да и вы я думаю,
Cейчас подскажете:
Всё равно его не брошу.
Потому что он хороший!
Или вот такое стихотворение:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише Танечка не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Библиотекарь: в 1936 году вышла книжка под названием «Игрушки», и она до сих пор является образцом того, как надо писать для маленьких. Чтобы они полюбили стихи прежде, чем научатся читать. У А.Л. Барто был редкий дар – мгновенно вживаться в любой возраст. Порой она бывает то мудрой бабушкой, то строгой мамой, то капризной дошкольницей.

«Я ВЫРОСЛА»

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Библиотекарь: Наблюдая за детьми, Агния Львовна примечала сколько радости и тревог испытывает первоклассник, когда первый раз идёт в школу и написала вот такие стихи:

«В ШКОЛУ»

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

«ПЕРВОКЛАССНИЦА»

Маша - первоклассница:
Форменное платьице,
Накрахмален фартук,
Можно сесть за парту.
На фартуке - оборки,
А на платье - складки!
Где бы взять пятёрки,
Чтоб было всё в порядке?

«Первый урок»

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала.
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Библиотекарь: Вышучивая какие – то недостатки детей, она делает это добродушно, необидно, и читатели вместе с поэтом беззлобно смеются, а недостатки стараются изжить. Её знаменитые: «Болтунья Лида; Любочка; Лёшенька, Лёшенька» знакомы каждому школьнику. Читая стихи Барто, вы обязательно увидите кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

«БОЛТУНЬЯ»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

«ЛЁШЕНЬКА, Лёшенька…»

— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!

— Миленький, хорошенький!..—
Мама просит сына.
Ходит за Алешенькой
Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:
— Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили.

— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Хоть первое спряжение!

Отвечает Лешенька:
— Вы просите пуще.
Я же несознательный,
Я же отстающий.

— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение...—
С ним и в школе нянчатся,
И дома уважение...

Так и не меняется
Это положение.

Музыку к стихотворению «Лешенька, Лешенька...» написал Д. Б. Кабалевский.

«ЛЮБОЧКА»

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Библиотекарь: Понравилась вам Любочкака? Вы хотели бы с неё брать пример?

Библиотекарь: С началом войны Барто пыталась попасть на фронт, но должна была уехать в глубокий тыл, так как её муж , инженер – энергетик, получил назначение в Екатеринбург. Там она прожила до1942 года, и всё это время продолжала работать, писать стихи. Во время войны она много выступала по радио в Москве и в Свердловске, печатала военные стихи, статьи, очерки в газетах. Вернувшись в Москву, поэтесса была направлена на фронт в качестве корреспондента «Комсомольской правды».

«ВОЙНА»

Сигнал тревоги Над страной:
Подкрался враг, Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

Библиотекарь: После войны в 1947 году вышла её поэма «Звенигород». Агния Львовна побывала в этом городе, узнала, что там есть детский дом и в своей поэме описала про детей, чьи родители погибли на войне.

«Тридцать братьев и сестёр»

Летом весь Звенигород
Полон птичьим свистом.
Там синицы прыгают
По садам тенистым.

Там дома со ставнями
На горе поставлены,
Лавочка под кленами,
Новый дом с балконами.

Новый, двухэтажный
На пригорке дом,
Тридцать юных граждан
Проживают в нем.

На реке с восьми часов
Затевают игры,
И от звонких голосов
Весь звенит Звенигород.
Вдалеке зеленый бор
Виден в окна спальни...
Тридцать братьев и сестер
В лес уходят дальний.

Хорошо в лесу густом!
Отдыхай под елкой,
Под ореховым кустом
Ты орешки щелкай,

А зимой катайся с гор
И у печки грейся.
Тридцать братьев и сестер —
Шумное семейство.

Библиотекарь: Барто написала сценарии для детских фильмов: «Подкидыш; Помощница; Петя утомился; Звонки». Она была не просто добрым человеком, но и активно помогала многим. В течение нескольких лет Барто вела на радио программу «Найти человека» и помогла нескольким сотням семей, потерявших родных в годы войны, найти своих близких. Прошло уже 110 лет, а ее стихи знают и помнят все: дети, их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Ведь маленьким детям читают эти стихи родители. Вы вырастете, сами станете мамами и папами и будете читать любимые стихи А.Л. Барто своим детям. Вот такие, например:

«УЕХАЛИ»

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком —
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пес,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костер?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовет на сбор.
И лаял он до хрипоты
На темные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лег.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

«Катя»

Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.

Библиотекарь: И жалеть зайку, сочувствовать Тане, которая уронила в речку мячик, улыбаться при встрече с Вовкой - доброй душой. Барто как-то сразу заметили, ее книги всегда находили своих читателей.
Она писала: «Должна признаться, я никогда не ощущаю, что пишу только для детей. Мне кажется, что детское стихотворение всегда обращено и к взрослому. Как в народной сказке есть второй смысл, не всегда понятный ребёнку, так и в стихах для детей должен присутствовать подтекст. Ведь ребёнок растёт с каждым днём, а стихи остаются у него в памяти, и он, возвращаясь к ним, каждый раз понимает их по-новому. Значит, надо, чтобы ему было, что переосмысливать».
Энергичная, яркая, стремительная, она успевала все: сочиняла стихи, делала переводы, писала пьесы, встречалась со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках. А.Барто была очень популярной, причем не только в нашей стране.
Очень многое можно рассказывать о творчестве А.Л.Барто. все её стихи замечательные они весёлые, мудрые и надолго останутся в нашей памяти.
Агнии Львовны давно уже нет с нами. Её не стало 1 апреля 1981 года, но её стихи печатаются до сих пор. Книги Барто напечатаны на 86 языках мира, вышло в свет полтора миллиона экземпляров. И читают стихи А.Л.Барто все дети нашей огромной страны.
Ребята! 23 февраля праздник, а какой именно? Да , правильно День Защитников Отечества. И мы с вами заканчиваем литературный час стихотворением Агнии Львовны.

«На заставе»

Лесная застава. Приземистый дом.
Высокие сосны за тёмным окном…
В тот дом ненадолго спускаются сны,
В том доме винтовки стоят у стены.
Здесь рядом граница, чужая земля,
Здесь рядом не наши леса и поля.
Горит на заставе
Ночной огонёк.
Начальник не спит,
Ни на час не прилёг.
Тревожно он смотрит
В слепое окно.
Ночь не проходит,
Всё так же темно.
Но кто там стучит?
Кто ломится в, в дом?
У двери мальчишка.
Он дышит с трудом.
Он громко кричит:
– Пропусти, часовой
Мне нужен начальник,
Впустите, я свой!
Без шапки, босой,
Он бежал через лес.
Он полз под кустами,
Oвpaг перелез;
Бежал он, боясь
Оглянуться назад…

Библиотекарь: Наш литературный час закончился. Всем спасибо за помощь.

Литература:

  1. Всё обо всём. Т.4. М,4,: Филолог. Об-во «Слово», 1997, 448с.
  2. Соловьёв Б. Агния Барто. М.: Детская Лит-ра,1979, 317с.
  3. Тубельская Г. Детские писатели России. Сто имён. Ч.1.М.: Школьная биб-ка, 2002, 189с.
  4. Барто А.Л. Детям. Стихи. М.: Детская лит - ра, 1987, 237с. ил.
  5. Барто А.Л. Мы с Тамарой ходим парой. Стихотворения. Новосибирск, новосибирское книжн. Изд-во, 1996. 160 с. ил.